Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Необходимы ли Вам услуги дежурной группы, вечерней группы на платной основе?
Всего 31 человек
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 42 человека

Организация летне-оздоровительного периода

Дата: 28 декабря 2015 в 10:40, Обновлено 22 февраля в 11:08
Автор: Савко А. Б.

Организация деятельности детей на прогулке в летний оздоровительный период

Картотека подвижных игр 

Организация труда дошкольников в природе

Консультация "Организация детского досуга летом"

Памятка "Основы безопасной жизнедеятельности дошкольников"

Консультация "Игры на прогулке для развития детского творчества"

Консультация "Организация и проведение физкультурного досуга летом"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой летом.

Дети ежедневно наблюдают погоду (облачность, ветер, осадки), их внимание обращают на небо перед грозой. Хорошо собрать детей у окна, чтобы они понаблюдали вспышки молний; послушали отдаленный гул грома, переходящий в раскаты; установили, что гром раздается после каждой вспышки молнии, что после этих явлений идет ливневый дождь.

Наблюдение этих явлений при сопоставлении их с электрическими явлениями в быту поможет воспитателю объяснить детям, что молния ― это большая электрическая искра, которая появляется между тучами или между тучей и землей; гром ― сильный треск от искры. Нужно научить детей, как вести себя во время грозы, чтобы избежать опасности.

После грозы дети наблюдают, как проясняется небо, бегут ручьи, играют солнечные лучи на деревьях и траве, любуются радугой, называют ее цвета, воссоздают ее, разбрызгивая воду в лучах солнца.

В теплые дни во время отдыха на прогулке хорошо наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Нужно заметить на ясном небе легкое облачко и предложить детям следить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает».

У водоема внимание детей обращают на цвет воды и отражение в ней неба и облаков. Один и тот же водоем посещают несколько раз (в теплую ясную погоду, в облачную, во время ветра) и отмечают изменения в цвете и движении воды.

Для обогащения представлений детей о насекомых, цветах, сенокосе нужно провести несколько экскурсий на луг. Во время этих экскурсий интересно проследить за окраской луга, которая меняется в зависимости от цветущих на нем в разное время растений. Можно прочитать сказку Н. Павловой «Желтый, белый и лиловый». Для закрепления представлений о последовательности цветения растений детям можно предложить отобрать карточки с изображением растений и разложить их в порядке цветения.

Надо, чтобы дети, наблюдая бабочек и жуков, научились различать несколько их видов, замечали, на каком растении эти насекомые сидели. Такие наблюдения способствуют накоплению фактов, которые помогут в будущем лучше понять основной закон биологии ― единство организма и условий жизни.

Объектами наблюдения детей в лесу служат деревья, грибы, ягоды, цветы, травы, насекомые, птицы. На одной из экскурсий обращают внимание детей на разнообразие окраски и формы листьев у деревьев, на положение веток (у одних направлены вверх, у других, как у березы, опущены вниз, у третьих, например, у дуба, раскинулись в стороны). Для упражнения в различении деревьев по веткам и листьям можно провести игру «Найди дерево по листу».

Иногда удается посмотреть птичьи гнезда и вылет из них птенцов. Необходимо приучать детей к охране гнезд. Знакомя с птицами, птенцы которых покидают гнезда еще нелетными и затаиваются в траве (жаворонки, соловьи), надо предупредить детей, что птенцов нельзя ловить и брать домой. Если попадается птенец, выпавший из гнезда галки, грача, вороны или скворца, его можно поместить в уголок природы, заботиться о нем, приручать его. В конце лета следует обратить внимание на стайки птиц, которые готовятся к отлету.

Если в солнечный день дети увидят ящерицу, им можно рекомендовать понаблюдать за ее движениями. Если удастся ящерицу поймать и поместить в уголок природы, можно организовать наблюдения над ее внешним видом и питанием.

Во второй половине лета надо понаблюдать, как муравьи тащат в свое гнездо семена чистотела или иван-да-марьи, хвою, во время отдыха коротко рассказать о жизни муравьев, хорошо прочитать сказку Н. Павловой «Поехали».

За лето проводят несколько экскурсий на пруд, чтобы показать детям его обитателей и выловить некоторых для уголка живой природы. У пруда воспитатель рассаживает детей так, чтобы им было видно, что делается на поверхности воды. Дети наблюдают лягушек, прислушиваются к их кваканью, смотрят, как надуваются по сторонам головы два пузыря, прослеживают, как эти животные охотятся за насекомыми, как плавают.

Потом воспитатель вылавливает сачком в таз с водой растения и животных. Дети рассматривают их. Экземпляры, нужные для уголка природы, воспитатель помещает в банки и ведерки, а воду с остальными растениями и животными выливает в пруд. В стоячей воде можно достать элодею и уруть для озеленения аквариума, улиток (живут на нижней стороне листьев водокраса), мотыля (лучший корм для рыб и жуков-плавунцов), который живет в иле. Около водоема всегда много стрекоз. Нужно понаблюдать с детьми за их полетом, поймать нескольких насекомых, рассмотреть их и сравнить с бабочкой. Хорошо найти их личинку и, поместив ее в уголок природы, понаблюдать, как она превращается во взрослую форму. Это наблюдение оставляет сильное впечатление, запоминается детьми и помогает им в школе понять метаморфоз насекомых.

Для уточнения и закрепления представлений о лесе, луге, водоеме проводят беседы с использованием иллюстраций и натуральных объектов. Например, к беседе о лесе рекомендуется собрать листья деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности; приготовить картинки с изображением ягод, грибов, цветов. В начале беседы воспитатель напоминает детям, что они делали во время экскурсий (прогулок в лесу): слушали пение птиц, собирали цветы, ягоды, грибы, играли, потом спрашивает: «Какие деревья растут в нашем лесу? Что мы собирали в лесу?» Одни должны найти на картинках листья известных им деревьев и кустарников, другие ― показать и назвать ягоды, грибы и цветы, которые они собирали в лесу. После этого воспитатель спрашивает: «Каких птиц мы слышали и видели в лесу? Каких еще животных мы встречали в лесу? Что больше всего вам понравилось в лесу?» В конце занятия можно предложить загадки о растениях и животных леса.

Для систематизации детских представлений о растениях проводятся дидактические игры «Прогулки» и «Где что растет».

Для закрепления и уточнения представлений детей, формирования умений выделять характерные особенности растения и описывать их проводят беседы по карточкам. Показывая детям карточки с. изображением знакомых растений, воспитатель задает примерно такие вопросы: как называется это растение? Где вы встречали его? (На лугу, в поле, в лесу, у водоема и др.) Какого цвета и формы листья, цветы? Как они расположены на растении? Какие насекомые прилетали к этому растению? Что происходит с растением в разное время дня или перед дождем?

Во время беседы по карточкам полезно проводить сравнения растений по сходству и различию, например: чем похожи и чем отличаются мать-и-мачеха и одуванчик, клевер луговой (красный) и клевер ползучий, колокольчик раскидистый и колокольчик и др.

Ознакомление с выращиванием растений. Для ознакомления с полевыми культурами и их уборкой организуют несколько экскурсий в поле, где растет рожь, пшеница или другие злаковые культуры. Первую экскурсию на поле с рожью проводят, когда она колосится. Дети рассматривают растения. Второй раз детей приводят на поле во время зацветания растений. Отмечают, что рожь выросла высокая, так как семена посеяли в рыхлую, хорошо удобренную землю. Рассматривают цветки. Обращают внимание детей на то, что там, где растут сорняки, колосья плохо. Последнюю экскурсию проводят во время уборки урожая. Детям показывают работу машин и труд комбайнеров.

На экскурсиях в сад дети наблюдают, как после цветения развиваются плоды на деревьях и кустарниках, как люди ведут борьбу с вредителями. К некоторым работам, например к сбору опавших плодов (падалицы), можно привлечь и детей.

Работа на земельном участке и в уголке природы. На земельном участке детского сада в начале лета сеют семена теплолюбивых растений (огурцов, кабачков) и высаживают рассаду помидоров и капусты. В середине лета дети могут вторично, в порядке индивидуальных поручений, посеять редис и салат. В течение всего лета они рыхлят и поливают грядки, подвязывают помидоры, ставят колышки к гороху; закрепляют полученные трудовые навыки. Воспитатель объясняет, почему и как нужно выполнять ту или иную работу. В некоторых случаях следует предложить понаблюдать за растениями и найти ответ на возникший вопрос. Например, на грядку с горохом ставят палочки. «Зачем это?» ― спрашивают дети. Воспитатель обращает их внимание на усики растения и предлагает понаблюдать за ними, чтобы найти ответ на вопрос. Через некоторое время дети с радостью обнаруживают, что горох держится за палку усиками.

Кроме наблюдений за ростом и созреванием овощей и ягод, некоторые дети могут проследить, куда поворачивается головка подсолнуха в разные часы дня, какие цветы на клумбах закрываются к вечеру и перед дождем, какие ― днем.

Руководя работой детей, нужно наблюдательность одних использовать для привлечения к данным явлениям внимания других.

Уголок природы летом переносится на веранду или в беседку и значительно пополняется животными и растениями, которых дети находят во время экскурсий или у себя на земельном участке. Дети в порядке дежурства продолжают ухаживать за живыми объектами и могут провести длительные наблюдения над развитием личинок стрекозы и гусениц бабочки, над жуками-плавунцами, улитками, над лягушками, ящерицами, черепахами, ежом.

В конце лета дети на одном из занятий рассказывают, как они вырастили комнатные растения, из черенков, овощи на огороде, цветы в цветнике, ягоды в саду.

Календарь природы.

Дежурные отмечают в календаре природы погоду. Воспитатель обращает внимание на смену цветочного покрова на лугу или в цветнике; созревание плодов на огороде, в саду, лесу, поле (например, гороха, смородины, земляники, ржи); сенокос; уборку ржи; собирание грачей и скворцов в стаи. Наблюдаемые явления дети зарисовывают.

В конце лета надо провести заключительную беседу, на которой следует сравнить характерные признаки всех времен года (долгота дня, вид неба, погода, жизнь растений и животных, труд человека в природе и охрана ее) и обобщить. В этой беседе используются наблюдения детей и их рисунки.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.