Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Необходимы ли Вам услуги дежурной группы, вечерней группы на платной основе?
Всего 23 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 39 человек

Организация летне-оздоровительного периода

Дата: 28 декабря 2015 в 10:40, Обновлено 21 июня в 10:29
Автор: Савко А. Б.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой летом.

Дети ежедневно наблюдают погоду (облачность, ветер, осадки), их внимание обращают на небо перед грозой. Хорошо собрать детей у окна, чтобы они понаблюдали вспышки молний; послушали отдаленный гул грома, переходящий в раскаты; установили, что гром раздается после каждой вспышки молнии, что после этих явлений идет ливневый дождь.

Наблюдение этих явлений при сопоставлении их с электрическими явлениями в быту поможет воспитателю объяснить детям, что молния ― это большая электрическая искра, которая появляется между тучами или между тучей и землей; гром ― сильный треск от искры. Нужно научить детей, как вести себя во время грозы, чтобы избежать опасности.

После грозы дети наблюдают, как проясняется небо, бегут ручьи, играют солнечные лучи на деревьях и траве, любуются радугой, называют ее цвета, воссоздают ее, разбрызгивая воду в лучах солнца.

В теплые дни во время отдыха на прогулке хорошо наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Нужно заметить на ясном небе легкое облачко и предложить детям следить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает».

У водоема внимание детей обращают на цвет воды и отражение в ней неба и облаков. Один и тот же водоем посещают несколько раз (в теплую ясную погоду, в облачную, во время ветра) и отмечают изменения в цвете и движении воды.

Для обогащения представлений детей о насекомых, цветах, сенокосе нужно провести несколько экскурсий на луг. Во время этих экскурсий интересно проследить за окраской луга, которая меняется в зависимости от цветущих на нем в разное время растений. Можно прочитать сказку Н. Павловой «Желтый, белый и лиловый». Для закрепления представлений о последовательности цветения растений детям можно предложить отобрать карточки с изображением растений и разложить их в порядке цветения.

Надо, чтобы дети, наблюдая бабочек и жуков, научились различать несколько их видов, замечали, на каком растении эти насекомые сидели. Такие наблюдения способствуют накоплению фактов, которые помогут в будущем лучше понять основной закон биологии ― единство организма и условий жизни.

Объектами наблюдения детей в лесу служат деревья, грибы, ягоды, цветы, травы, насекомые, птицы. На одной из экскурсий обращают внимание детей на разнообразие окраски и формы листьев у деревьев, на положение веток (у одних направлены вверх, у других, как у березы, опущены вниз, у третьих, например, у дуба, раскинулись в стороны). Для упражнения в различении деревьев по веткам и листьям можно провести игру «Найди дерево по листу».

Иногда удается посмотреть птичьи гнезда и вылет из них птенцов. Необходимо приучать детей к охране гнезд. Знакомя с птицами, птенцы которых покидают гнезда еще нелетными и затаиваются в траве (жаворонки, соловьи), надо предупредить детей, что птенцов нельзя ловить и брать домой. Если попадается птенец, выпавший из гнезда галки, грача, вороны или скворца, его можно поместить в уголок природы, заботиться о нем, приручать его. В конце лета следует обратить внимание на стайки птиц, которые готовятся к отлету.

Если в солнечный день дети увидят ящерицу, им можно рекомендовать понаблюдать за ее движениями. Если удастся ящерицу поймать и поместить в уголок природы, можно организовать наблюдения над ее внешним видом и питанием.

Во второй половине лета надо понаблюдать, как муравьи тащат в свое гнездо семена чистотела или иван-да-марьи, хвою, во время отдыха коротко рассказать о жизни муравьев, хорошо прочитать сказку Н. Павловой «Поехали».

За лето проводят несколько экскурсий на пруд, чтобы показать детям его обитателей и выловить некоторых для уголка живой природы. У пруда воспитатель рассаживает детей так, чтобы им было видно, что делается на поверхности воды. Дети наблюдают лягушек, прислушиваются к их кваканью, смотрят, как надуваются по сторонам головы два пузыря, прослеживают, как эти животные охотятся за насекомыми, как плавают.

Потом воспитатель вылавливает сачком в таз с водой растения и животных. Дети рассматривают их. Экземпляры, нужные для уголка природы, воспитатель помещает в банки и ведерки, а воду с остальными растениями и животными выливает в пруд. В стоячей воде можно достать элодею и уруть для озеленения аквариума, улиток (живут на нижней стороне листьев водокраса), мотыля (лучший корм для рыб и жуков-плавунцов), который живет в иле. Около водоема всегда много стрекоз. Нужно понаблюдать с детьми за их полетом, поймать нескольких насекомых, рассмотреть их и сравнить с бабочкой. Хорошо найти их личинку и, поместив ее в уголок природы, понаблюдать, как она превращается во взрослую форму. Это наблюдение оставляет сильное впечатление, запоминается детьми и помогает им в школе понять метаморфоз насекомых.

Для уточнения и закрепления представлений о лесе, луге, водоеме проводят беседы с использованием иллюстраций и натуральных объектов. Например, к беседе о лесе рекомендуется собрать листья деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности; приготовить картинки с изображением ягод, грибов, цветов. В начале беседы воспитатель напоминает детям, что они делали во время экскурсий (прогулок в лесу): слушали пение птиц, собирали цветы, ягоды, грибы, играли, потом спрашивает: «Какие деревья растут в нашем лесу? Что мы собирали в лесу?» Одни должны найти на картинках листья известных им деревьев и кустарников, другие ― показать и назвать ягоды, грибы и цветы, которые они собирали в лесу. После этого воспитатель спрашивает: «Каких птиц мы слышали и видели в лесу? Каких еще животных мы встречали в лесу? Что больше всего вам понравилось в лесу?» В конце занятия можно предложить загадки о растениях и животных леса.

Для систематизации детских представлений о растениях проводятся дидактические игры «Прогулки» и «Где что растет».

Для закрепления и уточнения представлений детей, формирования умений выделять характерные особенности растения и описывать их проводят беседы по карточкам. Показывая детям карточки с. изображением знакомых растений, воспитатель задает примерно такие вопросы: как называется это растение? Где вы встречали его? (На лугу, в поле, в лесу, у водоема и др.) Какого цвета и формы листья, цветы? Как они расположены на растении? Какие насекомые прилетали к этому растению? Что происходит с растением в разное время дня или перед дождем?

Во время беседы по карточкам полезно проводить сравнения растений по сходству и различию, например: чем похожи и чем отличаются мать-и-мачеха и одуванчик, клевер луговой (красный) и клевер ползучий, колокольчик раскидистый и колокольчик и др.

Ознакомление с выращиванием растений. Для ознакомления с полевыми культурами и их уборкой организуют несколько экскурсий в поле, где растет рожь, пшеница или другие злаковые культуры. Первую экскурсию на поле с рожью проводят, когда она колосится. Дети рассматривают растения. Второй раз детей приводят на поле во время зацветания растений. Отмечают, что рожь выросла высокая, так как семена посеяли в рыхлую, хорошо удобренную землю. Рассматривают цветки. Обращают внимание детей на то, что там, где растут сорняки, колосья плохо. Последнюю экскурсию проводят во время уборки урожая. Детям показывают работу машин и труд комбайнеров.

На экскурсиях в сад дети наблюдают, как после цветения развиваются плоды на деревьях и кустарниках, как люди ведут борьбу с вредителями. К некоторым работам, например к сбору опавших плодов (падалицы), можно привлечь и детей.

Работа на земельном участке и в уголке природы. На земельном участке детского сада в начале лета сеют семена теплолюбивых растений (огурцов, кабачков) и высаживают рассаду помидоров и капусты. В середине лета дети могут вторично, в порядке индивидуальных поручений, посеять редис и салат. В течение всего лета они рыхлят и поливают грядки, подвязывают помидоры, ставят колышки к гороху; закрепляют полученные трудовые навыки. Воспитатель объясняет, почему и как нужно выполнять ту или иную работу. В некоторых случаях следует предложить понаблюдать за растениями и найти ответ на возникший вопрос. Например, на грядку с горохом ставят палочки. «Зачем это?» ― спрашивают дети. Воспитатель обращает их внимание на усики растения и предлагает понаблюдать за ними, чтобы найти ответ на вопрос. Через некоторое время дети с радостью обнаруживают, что горох держится за палку усиками.

Кроме наблюдений за ростом и созреванием овощей и ягод, некоторые дети могут проследить, куда поворачивается головка подсолнуха в разные часы дня, какие цветы на клумбах закрываются к вечеру и перед дождем, какие ― днем.

Руководя работой детей, нужно наблюдательность одних использовать для привлечения к данным явлениям внимания других.

Уголок природы летом переносится на веранду или в беседку и значительно пополняется животными и растениями, которых дети находят во время экскурсий или у себя на земельном участке. Дети в порядке дежурства продолжают ухаживать за живыми объектами и могут провести длительные наблюдения над развитием личинок стрекозы и гусениц бабочки, над жуками-плавунцами, улитками, над лягушками, ящерицами, черепахами, ежом.

В конце лета дети на одном из занятий рассказывают, как они вырастили комнатные растения, из черенков, овощи на огороде, цветы в цветнике, ягоды в саду.

Календарь природы.

Дежурные отмечают в календаре природы погоду. Воспитатель обращает внимание на смену цветочного покрова на лугу или в цветнике; созревание плодов на огороде, в саду, лесу, поле (например, гороха, смородины, земляники, ржи); сенокос; уборку ржи; собирание грачей и скворцов в стаи. Наблюдаемые явления дети зарисовывают.

В конце лета надо провести заключительную беседу, на которой следует сравнить характерные признаки всех времен года (долгота дня, вид неба, погода, жизнь растений и животных, труд человека в природе и охрана ее) и обобщить. В этой беседе используются наблюдения детей и их рисунки.

Организация деятельности детей на прогулке в летний оздоровительный период

Картотека подвижных игр 

Организация труда дошкольников в природе

Консультация "Организация детского досуга летом"

Памятка "Основы безопасной жизнедеятельности дошкольников"

Консультация "Игры на прогулке для развития детского творчества"

Консультация "Организация и проведение физкультурного досуга летом"

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.